Аксиальный ветрогенератор своими руками

Конструкция таких генераторов, как этот довольно проста часто повторяема. Генераторы для ветряков такого типа первыми начали строить в США, в связи с доступностью у них редко-земельных магнитов. Со временем такая концепция самодельного бытового ветрогенератора распространилась по всему миру.
Ветрогенератор>
Генератор я собирал так, в основе генератора лежит ступица от ВАЗ2108, в качестве роторов используются тормозные диски тоже от ВАЗ2108. Ступицу и диски мне дали безвозмездно в ближайшем автосервисе, так-как такого добра в любом сервисе навалом. Неодимовые магниты заказал в интернет магазине, магниты шайбы размером 25*8мм, в количестве 32шт, дорогие и очень мощные штучки, пальцы прищемляют очень сильно, по-этому аккуратнее при работе с ними.

Тормозные диски я зачистил до блестящей поверхности под магниты. Магниты клеил с помощью супер клея, магниты клеятся чередуясь полюсами, а диски ротора должны притягиваться, то-есть магниты половинок должны притягиваться друг к другу. После наклейки магниты дополнительно залил эпоксидной смолой для надежности.

схема статора аксиального генератора.>
Генератор трехфазный по 4 катушки на фазу, всего 12 катушек. На картинке схема соединения катушек, только у меня не 9 а 12 катушек. Катушки мотал на самодельной оправке, можно и по другому мотать, но в оправке катушки получаются одинаковые. Катушки мотал проводом 0.9мм, в каждой катушке по 70 витков. Толщина катушек 8мм, внутренний диаметр по диаметру магнита, в данном случае 25мм, а внешний как получится, но лучше чтобы катушки были вплотную, чем больше меди, тем в итоге мощнее генератор.

Для заливки катушек статора я вырезал форму из фанеры, зачистил края до гладкой поверхности. Форму обильно смазал обычным вазелином, можно кстати любыми жирами, или воском, парафином, это нужно чтобы после высыхания статор легко извлечь из формы. На дно формы сначала положил круг из стеклоткани, потом выложил катушки, спаял их в фазы и вывел концы каждой фазы наружу, чтобы потом можно было соединять их в звезду или треугольником. Внутреннее отверстие каждой катушки я залепил пластилином, это будет дополнительная вентиляция для катушек если они будут греться. Далее все это дело я залил эпоксидной смолой с 40% добавкой талька ( детская присыпка), тальк делает статор прочнее, но как оказалось статор намного прочнее если добавлять обыкновенную муку, но об этом я узнал уже потом. Сверху проложил ище кружок стеклоткани и накрыл крышкой из фанеры, которую прикрутил на саморезы прямо через внутренние отверстия катушек.

После высыхания и небольшой обработки получился вот такой статор для генератора. После сборки уже готовый ветрогенератор я поднял на мачту, и подключил автомобильный аккумулятор. Ниже фото этого генератора.

намотка катушек статора>
оправка для намотки катушки>
наматываем катушку эмаль-проводом>
форма для заливки статора>
>
>
>
статор аксиального генератора>
генератор с бес-железным статором>
аксиальный генератор>
>
>
В итоге у маня получился генератор мощностью около 100ватт/ч, стартовал ветряк при малейшем ветерке, и это не удивительно, так-как аксиальные генераторы такой компоновки не имеют залипаний и винту ничего не мешает стартовать. Кстати подшипник ступици почему-то туго вращается и это вылечить не удалось, возможно это такие подшипники, но это не столь важно. На малом ветру ветрогенератор выдавал 2-4А на аккумулятор 12 вольт , а на хорошем ветру ток доходит до 10А., на сильном ветре фиксировал до двадцати ампер, больше мультиметр не показывает.

Винт для ветряка делал из ПВХ трубы диаметром 160мм, первый винт был трех-лопастной диаметром 1,7 м, а второй пяти-лопастной винт, оба варианта хорошо работали. Ветрогенератор исправно проработал полгода, потом был демонтирован и на его место у установил более мощный ветрогенератор из асинхронного двигателя.