Последние записи
В контакте

Защита аккумулятора от глубоких разрядов

При использовании аккумуляторов для питания различной электроники важно слишком глубоко не разряжать аккумуляторы чтобы они не портились. Это касается всех типов свинцово-кислотных аккумуляторов, особенно автомобильных кальциевых аккумуляторов. Разряд аккумуляторов не должен превышать 30%, и иногда до 50%, но не более, и после разряда аккумулятор нужно сразу заряжать до 100% чтобы не начиналась сульфатация пластин.

Часто именно инверторы (преобразователи) 12/220V, являются причиной быстрой потери ёмкости аккумуляторов, так как порог отключения обычно 10В, а это разряд аккумулятора на 100%. Почему же у инверторов делают такой низкий порог в 10 вольт??? Ну это элементарно, чтобы при включении мощных нагрузок когда напряжение сильно просаживается инвертор не выключался. Если скажем нагрузкой в 1 кВт высадить через инвертор аккумулятор ёмкостью 55 Ач до 10В, то после отключения напряжение на акб поднимется до 12.0в и выше, аккумулятор глубоко не разрядится.

Но если через инвертор подключить светодиодную лампочку, или ещё что то маломощное надолго, то напряжение плавно будет опускаться и со временем аккумулятор полностью разрядится до 10в, и только тогда инвертор отключится, но будет уже поздно. И всего несколько глубоких разрядов способны сильно уменьшить ёмкость аккумулятора и сократить срок его службы.

Самый простой способ не допустить глубокого разряда это подключить вольтметр и следить за напряжением. Но такой способ конечно не очень удобный. Вообще уже как говорится всё давно придумано. Например в солнечных электростанциях контроллеры заряда имеют программируемый выход для управления потребителями (LOAD). Для отключения инвертора к LOAD выходу подключают реле, которое отключает инвертор. А сам LOAD выход настраивают на отключение при 12.0 вольт, и включение при 12.6 вольт.

лоад выходы контроллеров

Некоторые модели инверторов имеют уже заложенные программируемые настройки для отключения по напряжению. Есть такие что отключаются при 11.0 вольт, но это всё равно слишком глубокий разряд.

Если же у вас нет в контроллере такой возможности, и инвертор самый простой, да и вообще может вы без инвертора что то подключаете, то можно использовать реле напряжения. У меня на сайте описано устройство под названием реле напряжения 12В. Это готовая дешевая платка, которая по напряжению может включать и выключать от аккумулятора нагрузки или зарядное устройство. На ней находится штатное реле на 10А, но если хочется мощнее то добавляете более мощное реле. Ниже на фото именно эта платка, более подробно описана она здесь - Программируемое реле напряжения 12В.

реле напряжения

Для отключения инверторов с помощью контроллеров используют ЛОАД выход, к которому подключают реле, которая в свою очередь включает и выключает инвертор. Иногда инвертор разбирают чтобы вывести провода от кнопки включения и подключают на маленькую релюшку, которую подключают к ЛОАД выходу контроллера.

Или обычно ставят мощное реле на провод до инвертора по линии 12В, и управление реле к ЛОАД выходу контроллера. Но так реле когда включена потребляет энергию, и мощное реле на большие токи стоит дорого. Ниже я нарисовал визуальную схемы подключения инвертора с реле и контроллер.

защита аккумулятора от глубокого разряда

Контактное реле особенно на большие токи во время включения потребляет энергию, а включено оно будет большинство времени. Ток потребления реле примерно 100-200 мА, может и выше в зависимости от реле. Чтобы исключить эти потери можно поставить твёрдотельное реле или транзисторы.

Надеюсь я ответил на вопрос о том как уберечь аккумулятор от глубокого разряда. Вариантов не мало, а там как вам удобнее и по возможностям.