Данные для изготовления ветряка из автомобильного генератора

Автомобильный генератор часто используется в качестве генератора для постройки самодельного ветряка. Много людей делали подобные ветряки, но результат у всех разный так-как нет чёткой информации о том как переделать генератор. Да и сами генераторы немного отличаются и бывают на 18зубов статора, и на 36.

Генератор нужен именно со статором на 36 зубов , так-как 18-ти зубый в итоге имеет большое залипание магнитов. Генераторы со статором на 36 зубов обычно это генератор ВАЗ и от иномарок. Размеры генераторов незначительно отличаются, генераторы на 90-120А немного крупнее чем генераторы на 45-80А. Отличие в чуть большем диаметре статора и ротора и ширине статора, которая бывает 25 и 28мм насколько мне попадались такие генераторы.

Расчёт я буду производить для генератора ВАЗ2101-2105, ширина его статора 25мм, 36 зубов. Статор перематывается проводом 0.56-0.6мм, катушки наматываются на каждый зуб в три фазы. В катушку входит 33-39 витков (я мотал сколько влезет). Намотка на каждый зуб достаточно долгий и кропотливый процесс, но если мотать всыпные обмотки, то общая длинна провода увеличивается на 30-50% что в итоге на столько-же увеличивает и сопротивление генератора.

Параметры генератора

Наименованиеданные
РоторВытачивается новый под неодимовые магниты
Магниты 24шт. размером 30*10*4мм
Катушки-статор36 катушек, мотаются на каждый зуб. Провод 0.56-0.6мм, расчетная длинна провода 78.12м, берите с запасом. Сопротивление фазы при намотке проводом 0.6мм 1.67Ом
Катушки генератора будут соединяться в звезду, по-этому сопротивление увеличивается в 1,7раза, плюс я добавляю 0.3Ом на другие потери (в проводах, на диодном мосту). В итоге сопротивление генератора будет 1.67*1.7+0.3=~3.2Ом. Напряжение генератора рассчитывается по этой методике, и оно получилось ±4 вольта при соединении катушек в звезду при 60об/м.

Первый вариант с тихоходным винтом из рыжей трубы 110мм рассчитан для работы на ветре от 3м/с. Такая труба достаточно доступна и есть почти в любом строительном магазине. Но стартовый момент этого винта низковат для генератора, у которого момент страгивания будет 0.12-0.17Нм, а этот винт имеет стартовый момент при 4м/с 0.12Нм, по-этому стартовать ветряк будет при 4-5м/с. Из трубы 110мм лучше сделать не получается так-как при увеличении стартового момента сильно страдает быстроходность и КИЭВ.

Исходный файл расчета этого винта - 6d1200z4t110.zip. Ниже скриншот с координатами для вырезания лопасти из трубы.

Расчет винта ветрогенератора диаметром 1.3м, шести-лопастной

Так-же я сделал для этого генератора винт шести-лопастной винт из трубы 160мм диаметром 1,5м. Этот винт имеет более высокий стартовый момент и стартовать должен при ветре 3.3-4м/с. Мощность с этим винтом будет немного выше, но не существенно. Исходный файл винта - 6d1500z4t160.zip.

Расчет винта ветрогенератора диаметром 1.5м

Третий вариант с пяти-лопастным винтом диаметром 1,7м из ПВХ трубы 250мм рассчитан для более раннего старта, при 3м/с стартовый момент 0.20Нм. С ним ветрогенератор будет мощнее, и при 10м/с мощность будет порядка 200ватт. Исходный файл винта - 5d1.7z5.5t250.zip.

Расчет винта ветрогенератора диаметром 1.5м

Ниже таблица тока зарядки АКБ и мощности генератора, а так-же данные с шести-лопастным винтом диаметром 1.3м из трубы 110мм. Остальные два винта я рассчитывать не стал так-как по мощности ветрогенератор с этими винтами получается почти одинаковый. Разница лишь в стартовом моменте винтов.

Таблица мощности генератора

Обороты (об/м)Напряжение ХХТок зарядки АКБМощность Ветер м/с
18012--3м/с
240160.8124
300201.8264.8
360243.1435.7
420284.3616.4
480325.6787.1
540366.8967.7
600408.11138.3
660449.31318.9
7204810.61489.5
7805211.816610
8405613.118310.6
9006014.320111.3
9606415.6218-
10206815.8236-
10807218.1253-
11407619.3271-
12008020.6288-
12608421.8306-