Ветрогенератор с генератором на железе от асинхронного двигателя
На этот раз пройдя большой путь в построении дисковых генераторов Ян Корепанов решил сделать генератор на железе от асинхронного двигателя. Скорее всего на это его сподвигли видео от Игоря Лотц, где он показывал свои генераторы, которые получались очень мощные в сравнении с вложенными деньгами.Также как я понимаю есть желание сделать более мощный генератор, и при этом избавится от болезней аксиальных генераторов, ну и конечно сэкономить на магнитах и на всём остальном. Болезни дисковых генераторов это перегрев статора в основном, ну и малая эффективность использования магнитов.
За основу конструкции взята основа от аксиального генератора с нового проэкта, там готовая ступица для ротора, и новый железный статор легко можно закрепить. Магниты на ротор 18 шт круглые размером 30*10 мм, они были сняты тоже с аксиального генератора, мощность которого была максимально на сильном ветру до 400 ватт если я не ошибаюсь.
>
Железо для статора это часть от статора асинхронного двигателя. Размеры железа получились такие:
внутренний диаметр 185мм, 54 зуба, толщина статора 37мм.
Вообще так как это первый такой генератор изготавливается чтобы понять как лучше было сделано два таких статора, и второй был сделан со скосом зубов чтобы уменьшить залипание магнитов.
Залипание, то есть момент страгивания в железных генераторах это больная такая тема, и многие делают со скосом, обычно скос делают магнитами, и это здорово помогает на длинных статорах, и с прямоугольными магнитами. Но так как магниты круглые то скос сделан был на железе статора путем сдвига пластин. В итоге забегая вперёд скажу что с круглыми магнитами скос на статоре только ухудшил залипание. На статоре с прямыми зубами залипание оказалось немного ниже и составило 1.5Нм. Это довольно сильное залипание, но с большим винтом, который имеет высокий стартовый момент стартовать ветрогенератор должен нормально.
>
Статор имеет 54 катушки, каждая катушка занимает три зуба, то есть с первого в четвёртый паз, вторая и третья фазы со смещением на один зуб, то есть со второго паза в пятый, и т.д. Катушки намотаны двойным проводом сечением 1.5мм, по 16 витков, это сделано можно сказать специально чтобы можно было перекоммутировать катушки так чтобы витки в катушках или все были последовательно, или сложить вдвое чтобы уменьшить напряжение и увеличить КПД и ток.Сопротивление генератора если верить мультиметру получилось таким, 0.4-0.5 Ом сопротивление фазы, и межфазное порядка 0.7 Ом.
Ниже на фото практически готовый генератор
>
При вращении перфоратором (1100 об/м 700вт) в холостую генератор выдал 92 вольта, обороты около 1000 об/м так как всё же тяжело крутить такой массивный генератор. Тоесть получается 9 вольт при 100 об/м, и начало зарядки 12в АКБ уже при 150 об/м. Но генератор будет работать на 24в АКБ и зарядка начнётся при 300 об/м. Это в принципе нормально, если с хорошим скоростным винтом.
Также сейчас для нового ветрогенератора под названием "Могучий" - это генератор для него, строится новая высокая мачта. Мачта варится из Б/У металлолома. Вот так она выглядит, окрашена и готова к установке ветрогенератора.
>
Высота мачты получилась почти 13 метров
>
Винт на этот раз не профильный, а сделан из плоского стеклопластика, то есть будет без крутки. Для усиления применены дюралюминиевые усилители, к которым на клёпки посажены лопасти. Ниже на фото тот материал из которого будут вырезаны сами лопасти, это такие стеклопластиковые прямоугольные профиля.
>
В итоге получились вот такие лопасти, без крутки, широкие, длинна лопасти вместе с махом 126 см.
>
>
В итоге всех работ наконец состоялся запуск ветрогенератора, и первые показания на АКБ. Для теста прямо под мачтой к ветряку были подключены два АКБ. На 12в ветряк на малом ветру нормально работал, а вот на 24а АКБ не хватало оборотов. Первый ветряк с профильными лопастями имел гораздо более высокие обороты, а на этом ветряке винт оказался не таким оборотистым как ожидалось.
>
>
Первые результаты в общем такие, зарядка АКБ 12в вроде нормально, с 3-4 м/с, а вот на 24в АКБ не хватает оборотов. Но при хорошем ветре мощность до 600 ватт и более. Чтобы поднять напряжение пришлось перепаять статор, который был двойным проводом намотан, теперь катушки как бы стали одинарным проводом намотаны, и витки соединены последовательно, стало вместо 16 витков по 32 витка в катушках. Зарядка теперь начиналась раньше, и стало лучше.
>
Но всё же этот экспериментальный винт всё портит так как слишком малооборотистый, и надо делать стеклопластиковый винт. Первые результаты самое главное есть, а доведение до хороших результатов дело времени.