Мини ветрогенератор для яхты

Эта статья написана по материалам страниц форума http://windpower-russia.ru/forum/showthread.php?t=269, где один из участников под ником ИльяМГУ выложил фото и описания своего самодельного ветрогенератора. С его описаний я попробую рассказать что и как он сделал.

Этот ветрогенератор изготавливался для использования на яхте для питания бортовой аппаратуры и мелкой электроники в походах и на стоянках. До ветряка были и другие устройства, генерирующие энергию, но они по своим причинам не устраивали. Был самодельный бензогенератор, который выдавал 14 вольт на зарядку аккумулятора, но потребность в топливе и шум не устраивали, особенно на стоянках. Была и гидротурбина, которая тоже не оправдала надежд. И наконец дошло дело и до ветрогенератора, благо на ветер путешествуя на яхте жаловаться не приходится.

В качестве заготовки для ветрогенератора был выбран генератор от мотоцикла ИЖ. Конструкция этого генератора очень удобна, так-как зубы, на которых катушки статора, откручиваются и снимаются, поэтому перематывать статор очень просто, намотал новые катушки, вставил в зубы статора, и прикрутил зубы с надетыми катушками. А если обычный статор, то надо или мотать прямо на зубы, или заправлять между зубов всыпную обмотку.



>



>



>



>

Теперь немного расскажу о конструкции генератора и ветряка.

Статор генератора был перемотан более тонким проводом, каждая катушка зуб, то-есть 18 катушек, по 6 катушек на фазу. Ротор представлял из себя дюралюминиевый диск с напресованой на него стральной гильзой под магниты. Магниты использовал неодимовые размером 20*9*5мм, в количестве 12 шт.

Винт для ветрогенератора старался сделать как можно меньше в диаметре, чтобы на яхте он ничего не мог повредить и не мешал ни чему. По-этому было решино делать винт диаметром 90 см. После прокрутки генератора и снятия вольт-амперной характеристики был просчитан винт. Количество лопастей 5, быстроходность 3,5.

Ступица под винт изготовлена из специального мягкого сплава АМЦ , лист толщиной 7-мм. Из него была вырезана пяти-лучевая ступица под лопасти, просверлены отверстия для крепления лопастей. Лопасти было решено сделать из дюралюминиевого листа, хотя все обычно делают из ПВХ труб.

Схема защиты ветрогенератора классическая, методом увода ветроголовки из под ветра складыванием хвоста. В этой конструкции крепление хваста сделано без наклона, по-этому сам хвост не выступает в роли противовеса. Его удерживает пружина, и регулировкой силы натяжения пружины можно выставлять порог начала складывания хвоста.



>



>



>



>



>

Дома так и небыли проведены все испытания и лигулировка ветрогенератора, просто не успевал и пришлось брать его в первое плавание еще не путем обкатанным. Как выяснилось пружина, удерживающая хвост была неправильно рассчитана и перетянута. По-тому когда подул серьезный ветер ветрогенератор пережил серьезные испытания на надежность и прочность. Защита начинала срабатывать на ветре 15 м/с, и на ветру 20м/с не полностью складывалась. Но все обошлось и ветряк подвергся регулировке.

В первом 1000 мильном плавании вдоль Курильской гряды ветрогенератор показал себя с хорошей стороны. Ветра в этом регионе достаточно сильные, и обычный ветер 7-10 м/с. Зарядку ветрогенератор начинал давать при ветре от 6м/с, при 10м/с ток зарядки составлял 3А, а при 12 м/с 5 Ампер. Это немного, но и электроника не особо прожорливая. В итоге при движении под парусом энергии всегда хватало. За полтора месяца бензогенератор заводили всего три раза и то по полчаса, и это когда совсем не-было ветра. В прошлом году без ветрогенератора приходилось заводить бензогенератор по несколько раз в сутки.

После первого плавания обрисовались новые доработки ветрогенератора, в частности диаметр винта было решено немного увеличить, в итоге было решено сделать полностью новый , более мощный ветрогенератор, в котором статор использовался от автомобильного генератора на 36 зубов. Об этом в следующей статье.

Новый ветрогенератор для яхты. _----------------------------------------------------------------------